Неопознанный космос

На главную ║  Назад  Космонавты и астронавты

Космонавты и астронавты

Копра Тимоти Леннарт

 

   Копра Тимоти Леннарт (Timothy Lennart Kopra) (р. 1963) - астронавт НАСА, магистр M.S. (аэрокосмическое машиностроение), подполковник Армии США (в 2003 году). Копра родился 9 апреля 1963 года в городе Аустин (Austin) в Техасе. Имеет финские корни. 1981 году закончил среднюю школу (McCallum High School) в Аустине. В 1985 году получил степень бакалавра B.S. в Военной Академии в Вест-Пойнте (Military Academy, West Point). В августе 1986 года стал летчиком Армии США. До 1990 года служил в Форте Кэмпебелл (Fort Campbell) в Кентукки, где он служил командиром взвода, старшим помощником командира части, заместителем командира воздушно-десантной эскадрилии в 101-й воздушно-десантной дивизии. В 1990 году был переведен в 3-ю бронетанковую дивизию в Ханнау (Hanau) в Германии. Участвовал в операциях "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" (Desert Shield and Desert Storm). Закончил службу в Германии командиром группы ударных вертолетов.
   В 1995 году получил степень магистра M.S. (аэрокосмическое машиностроение) в Технологическом институте штата Джорджия (Georgia Institute of Technology). В 1995 году он был направлен в школу летчиков-испытателей ВМФ (Naval Test Pilot School), после окончания которой был направлен на службу в технико-испытательный центр Армии США (U.S. Army Aviation Technical Test Center), где он работал летчиком испытателем по различным программам, и руководителем испытаний ветролетов Comanche. Окончил так же армейские курсы парашютистов, штурманские курсы, колледж коммандного состава при генеральном штабе. В сентябре 1998 года начал работать в космическом центре им. Л.Джонсона (Johnson Space Center) в качестве инженера-испытателя в монтажно-испытательном комплелексе. В его задачи входило тестирование программного обеспечения для МКС, и участие в операциях по обслуживанию шаттлов.
   26 июля 2000 году отобран в качестве кандидата в астронавты 18-го набора NASA (для подготовки в качестве специалиста полета). Прошел курс ОКП. Закончив ее, получил квалификацию специалиста полета и назначение в Отделение управления станции Отдела астронавтов (Astronaut Office Station Operations Branch). С 26 по 28 января 2006 года в составе условного экипажа вместе с Максимом Сураевым (Россия) и Николь Стотт (США) участвовал в двухсуточном экзамене на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Экзамен проходил в подмосковном лесу. 13 февраля 2007 года решением NASA был назначен бортиженером в дублирующий экипаж 16-й экспедиции на МКС (МКС-16), а затем в дублирующий экипаж 17-й экспедиции на МКС (МКС-17). Последовательно был дублёром Гаррета Рейзмана и Грегори Шамитоффа. Летом 2007 года в предварительном порядке был назначен в основной экипаж 18-й (МКС-18) экспедиции на МКС. Согласно этим планам он должен был стартовать на корабле Endeavour STS-127 в январе 2009 года. 21 ноября 2008 года его назначение было официально подтверждено НАСА (пресс-релиз №08-306) при объявлении составов экипажей МКС-20 - МКС-26.

 

   Первый полет совершил 15 июля 2009 года в качестве специалиста полёта шаттла Endeavour STS-127 и бортиженера 20-й экспедиции на МКС. Стыковка шаттла с Международной космической станцией осуществлена 17 июля. Заменил в экипаже 20-й экспедиции на МКС бортинженера Koichi Wakata. Во время полета выполнил выход в открытый космос:
18.07.2009 - продолжительностью 05 часов 32 минут. Во время выхода астронавты подготовили 4-тонную платформу JEF к монтажу на модуле Kibo и начали приготовление станции к прибытию в сентябре грузового корабля HTV.
   После прибытия 31 августа 2009 года на станцию заменил на шаттле Discovery STS-128 нового бортинженера 20-й экспедиции Николь Стотт, 1 сентября 2009 года перешел в экипаж шаттла в качестве специалиста полёта. 8 сентября шаттл Discovery отстыковался от Международной космической станции. 11 сентября шаттл успешно приземлился на авиабазе Эдвардс (Edwards Air Force Base) в Калифорнии. Продолжительность полёта составила 058 суток 02 часов 50 минуты 15 секунд.
   19 сентября 2009 года в пресс-релизе НАСА № 09-218 было сообщено о его назначении специалистом полёта в экипаж шаттла STS-133, полет которого в тот момент был назначен на 16 сентября 2010 года. 15 января 2011 года он получил травму (сломал бедро) во время падения с велосипеда. В результате этого 19 января 2011 года был официально (пресс-релиз NASA 11-023) выведен из экипажа STS-133, в котором его заменил Стивен Боуэн (Stephen Bowen). С 22 по 24 января 2014 года в составе экипажа МКС-46/47 вместе с Сергеем Залетиным и Тимоти Пиком (Timothy Peake) принимал участие в автономных комплексных тренировках по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой. 8 июля 2015 года на состоявшемся в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина заседании Межведомственной комиссии утверден бортинженером-1 дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17М». 21 июля 2015 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утвержден в качестве бортинженером-1 дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-17М». 23 июля 2015 года во время старта ТПК «Союз ТМА-17М» был дублером бортинженером-1 экипажа. 14 декабря 2015 года. На состоявшемся на 17-й площадке космодрома Байконур в комплексе «Космонавт» заседании Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов, возглавляемой руководителем Роскосмоса Игорем Комаровым, утвержден в качестве бортинженера основного экипажа корабля «Союз ТМА-19М».
   Второй полет совершил 15 декабря 2015 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-19М» вместе с командиром корабля Юрием Маленченко и бортиженером-2 Тимоти Пиком. Корабль пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» Международной космической станции в ручном режиме. Во время полета совершил два выхода в открытый космос:
2015.12.21 - продолжительностью 03 часа 16 минут. Во время внепланового выхода EVA-34 астронавты Скотт Келли и Тимоти Копра успешно устранили неисправность подвижной тележки, использовавшаяся для перемещения автоматической руки-манипулятора «Канадарм-2» и застрявшей 16 декабря в четырех дюймах от того места, где она начала свой путь. Затем Скотт Келли проложил вторую пару кабелей, необходимых для монтажа нового стыковочного узла для американских пилотируемых кораблей.
2016.01.15 - продолжительностью 04 часа 43 минут. Во время выхода EVA-35 астронавты Тимоти Копра и Тимоти Пик выполнили замену регулятора напряжения (SSU) на внешней поверхности орбитального комплекса, вышедшего из строя в ноябре прошлого года и начали прокладку кабелей для будущего подсоединения универсального стыковочного механизма. Выход был прерван досрочно из-за появления воды в шлеме скафандра Тимоти Копра.
   29 февраля 2016 года принял командование станцией от астронавта Скотта Келли. 18 июня была завершена операция по закрытию переходных люков между ТПК «Союз ТМА-19М» и Международной космической станцией. Расстыковка ТПК «Союз ТМА-19М» прошла штатно. В тот же день спускаемый аппарат корабля совершил посадку в казахстанской степи в 150 км юго-восточнее города Джезказган. Продолжительность полета составила 185 суток 22 часов 11 минут 30 сек.
   Награжден Bronze Star Medal, Meritorious Service Medals 92), Air Medal, Army Commendation Medal, Army Achievement Medal, NASA Space Flight Medal, NASA Distinguished Service Medal.

 

На главную ║  Назад  Космонавты и астронавты